На этой странице находится информация, которая может быть полезна моим ученикам при подготовке к урокам.
5-ому классу:
6-ому классу:
7-ому классу:
8-ому классу:
9-ому классу:
В помощь каждому:
Осмысленное переписывание небольшого (на пол или одну страницу), но важного отрывка текста художественного или критического произведения. Здесь важно обращать внимание на то, как автор строит фразу, какие выбирает слова и почему, в чём проявляется его художественное мастерство. Попутно лучше запоминается необходимый текстовой материал.
Изложение. Выберите небольшое (не стихотворное! Излагать стихи прозой можно лишь в исключительных случаях), на одну или полторы страницы законченное произведение (например, рассказ А. Чехова «Смерть чиновника») или такой же по объёму относительно законченный отрывок из крупного произведения (например, авторское отступление «о толстых и тонких» в «Мертвых душах» Гоголя). Прочитайте его внимательно 2-3 раза, закройте книгу и изложите близко к тексту.
Изложение по памяти. Почти то же самое, что и предыдущее, только текст предварительно специально не перечитывается, а сюжеты берутся немного крупнее или сложнее, например: «Мой любимый герой Пушкина», «Остап и Андрий – братья и враги»по повести Гоголя «Тарас Бульба», «Детство Алёши» по повести М. Горького «Детство» и т. п. В качестве тем для изложения по памяти можно брать и вопросы из учебника-хрестоматии.
Рецензия. Изложите своё мнение о прочитанном произведении, его достоинствах и недостатках, его проблемах и идеях; если хотите, поспорьте с автором. (Правда, спор с позиций сегодняшнего дня должен быть корректным.).
Письмо. Напишите вашему корреспонденту (можно реальному, а можно и придуманному) ваши впечатления о прочитанной книге, о литературном герое, поделитесь с ним своими мыслями и чувствами по поводу произведения и т. п. Старайтесь только, чтобы ваше письмо было похоже на письмо, а не на сочинение.
Мини-сочинение. Возьмите любую тему из литературы и сжато изложите ваше понимание её (время 1 час, объём не более 2-х тетрадных страниц).
Сочинение – это вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. Оно рассматривается как упражнение для развития связной речи и умений построения текста.
Приступая к самостоятельному написанию сочинения по литературе, полезно твёрдо усвоить несколько общих правил и принципов.
1. Чем внимательнее вы прочитаете тексты художественных произведений, тем лучше. Не полагайтесь на прочитанное «когда-то», постарайтесь перечитать программные произведения ещё раз.
2. Чем больше вы будете знать наизусть поэтических произведений, тем лучше. Не обязательно заучивать длинные стихотворения наизусть целиком, это могут быть отдельные строфы, строчки.
3. По возможности не ограничивайте свой круг чтения только программной литературой. Хорошо, когда ученик цитирует или упоминает (к месту, конечно!) произведения вне программы: «Полтаву» Пушкина, «Нос» Гоголя, «Анну Каренину» Толстого...
4. Читайте осмысленно. Помните, что в произведении важен не только сюжет, но и всё остальное:пейзажи, портреты, детали, манера речи героев и т. п. Старайтесь отмечать для себя эти художественные особенности, кстати, так легче запомнить нужный материал. Особый вопрос – о лирических произведениях. Их надо читать совсем не так, как роман, повесть или пьесу. Для лирического произведения важно в первую очередь уловить его основное «настроение», эмоциональный тон, пафос, а также понять, какой смысл (иногда очень скрытый) содержится в нём. Полезно также определить, каким стихотворным размером написано произведение, каковы особенности художественной речи, какие приёмы применяет автор. Для понимания лирического произведения его приходится иногда прочитать не один раз. Читать не только глазами, но и душой – этот принцип особенно важен для лирических произведений. Читая лирику, постоянно устраивайте себе «мини-экзамен»: прочитайте стихотворение, закройте книгу и спросите себя: «Что я могу сказать об этом произведении?»
А теперь все термины, выделенные здесь курсивом, найдите в Словарике и выясните их точный смысл. Тогда вы действительно сможете читать литературу с толком и пользой.
5. Чем больше вы напишете во время подготовки письменных работ, тем лучше. Вам необходимо «набить руку», чтобы ясно и свободно излагать свои мысли на бумаге, описывать героев, приводить примеры и т. п. Не обязательно это должны быть сочинения, хотя и их надо писать регулярно (минимум раз в месяц, лучше чаще), могут быть и другие виды работ.
6. Во время подготовки не старайтесь облегчить себе жизнь. Выбирайте самые трудные темы и вопросы, приучайте себя преодолевать неожиданные сложности. Тяжело в учении – легко в бою.
7. Не бойтесь ошибиться, но все замеченные ошибки и недочёты исправляйте сознательно и вдумчиво. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но на ошибках учатся не тогда, когда их совершают, а тогда, когда их исправляют.
Write a comment