Сайт Фомичёвой Анны Юрьевны


Ученикам


критерии оценки изложений и сочинений



Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

 

Примерный объем текста изложений и сочинений

 

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

V

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

VI

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

VII

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

VIII

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

IX

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы

 

 

    Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

 

·        соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
·        полнота раскрытия темы;
·        правильность фактического материала;
·        последовательность и логичность изложения;
·        правильное композиционное оформление работы.

 

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

 

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

 

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

 

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

 

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

 

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

 

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

 

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

 

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

 

     Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. 

 

Содержание сочинения и изложения оценивается по следую­щим критериям:

 

üсоответствие работы ученика теме и основной мысли;   

üполнота раскрытия темы;

üправильность фактического материала;

üпоследовательность изложения.

 

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

    Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических. 

 

 



Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание  работы  полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством  словаря,  разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная, и 1 грамматическая ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме  (имеются незначительные  отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные  фактические  неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический  и грамматический  строй речи достаточно разнообразен. Стиль  работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографические,

 или 2 пунктуационные ошибки,

 или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки,

 или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические  неточности. Допущены отдельные  нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические  конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не  отличается единством,  речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок,

 или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок,

или 7 пунктуационных при отсутствии

орфографических, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со  слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое  единство  текста. В  целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и  до 7 речевых недочетов.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок,

или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или

 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В  работе  допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


Write a comment

Comments: 0